Сергей Алабугин, Генеральный директор компании SoftDeCo, занимающейся web-дизайном и разработкой программного обеспечения, уверен, что главное для бизнесмена – не почивать на лаврах.
- До того, как затеять собственное дело, вы, насколько я понимаю, успели поработать и в крупных компаниях. Есть ли разница в ощущениях: малый бизнес и большой?
- В корпорациях на подписание контракта часто уходят месяцы. Для того, чтобы купить какую-то мелочь, например, картридж для принтера, нужно пройти несколько инстанций: внести свою заявку, дождаться, когда ее рассмотрят и примут решение… У нас на принятие подобного решения уходит два-три часа. Крупные компании, несомненно, из-за бюрократии теряют очень много времени. Теряют не только на важных вещах, но и на самых простых.
- Сами вы не боитесь, что однажды тоже станете большими и неповоротливыми?
- Наш оборот увеличивается ежегодно, и такой риск, конечно, существует. Тут важно понять одно: любая компания развивается по параболе. Сначала она растет, потом наступает критическая точка, когда расширяться дальше попросту некуда. И именно в этот момент, на пике, если ничего не предпринять, неминуемо начнется спад. В самой верхней точке нужно найти какое-то свежее решение. Либо компания должна взяться за какой-то новый вид услуг и развиваться дальше в этом направлении, либо вступить в какой-то холдинг, либо разделиться на несколько фирм. Главное – не стоять на месте.
- Вы начинали, в общем-то, с нуля. Чем брали клиентов на начальном этапе, когда у вас еще не было имени?
- Я учел просчеты тех команд, в которых работал прежде. Это помогло мне избежать их ошибок. Первое – наша ценовая политика. Мы стараемся быть максимально гибкими. Мы можем сделать дорогой сайт с большим количеством flash-анимации, а можем попроще, в два раза дешевле. Если к нам приходит клиент, у которого недостаточно средств для реализации его идеи, но сама по себе она интересна, мы беремся за проект, просто став партнерами. Второе, на что я сделал упор, - это грамотная организация процесса. У нас работают три дизайнера. Они делают три-четыре «наброска». Клиент выбирает тот, который показался ему самым симпатичным. Пока идет работа над дизайном, чтобы не терять время, программисты, уже зная, что должен представлять собой сайт, пишут свою часть: разрабатывают систему управления, базы данных… И в конце HTML-верстальщики нарезают страницы и тут же, уже на готовых модулях, собирают сайт. В итоге на все уходит неделя-две. Система работает как часы. Конечно, встречаются неординарные проекты, в которых требуется формирование отчетов или, допустим, интеграция с какой-нибудь программой фирмы «1C». Здесь уже подключаются программисты, и это отнимает чуть больше времени. Еще одна наша «фишка» - придуманная нами анкета для клиентов. Всем, кто к нам приходят, мы предлагаем ее заполнить. Там всего пять-шесть страниц, вопросы с виду самые обычные, но, проанализировав ответы, мы уже видим, что клиент хочет, и можем предугадать, что ему понравится.
- Не надоедает вам сайты клепать?
- «Клепать» для нас слово неподходящее. Однотипных работ у нас практически не бывает. Раньше сайт фирмы – это был набор простеньких HTML-страничек: главная, раздел «О компании» и «Обратная связь». И штамповать их было действительно скучно. Слабые компьютеры и узкие каналы связи сильно ограничивали наши возможности. Ведь если вы делаете какую-то мощную презентацию, flash-ролик или навешиваете какие-то интерактивные элементы, все это утяжеляет сайт. Из-за того, что были низкие скорости, слабые машины еще несколько лет назад, приходилось жертвовать качеством. Сейчас же никаких такого рода препятствий нет. Полная свобода фантазии. Веб-дизайн интересен даже тем, что технологии не стоят на месте. Бывает, мы даже не успеваем за ними. Только выучили что-то новое, внедрили – смотрим, это уже устарело, уже появилось что-то еще более захватывающее.
- Один мой знакомый тоже занимался web-дизайном и пять лет назад ушел из этой сферы, потому что, по его словам, клиенты сами не знают, чего хотят. Вас клиенты не раздражают?
- Лет пять назад заказчики действительно не очень хорошо представляли, что им нужно. Тогда Интернет казался людям чем-то эфемерным, тем, что существует, но потрогать этого нельзя. Соответственно, люди и платить за иллюзию были не очень-то настроены. Сейчас взгляд на предмет изменился. Клиенты стали намного более грамотными и натасканными в IT-технологиях. Зачастую к нам приходят с готовыми структурами, блоками, каждый из которых расписан. Часто приходится слышать: «Я хочу сделать нечто необычное, не похожее ни на что другое». Это радует.
- Уровень знаний, может, и растет, но такая банальная вещь, как, например, интернет-магазины, в Казахстане до сих пор не получила распространения.
- В этом нет вины разработчиков данных сайтов или их владельцев. Тут все упирается в менталитет. Люди все еще не доверяют электронным платежам. Они думают: «Сейчас впишу номер кредитки и ПИН-код, и кто его знает, куда эта информация попадет и сколько у меня денег на счету завтра останется». Конечно, после различных аферистов вроде МММ понятно, откуда такие мысли. Казахстанцы пока не понимают, как проходят все эти транзакции, насколько сейчас защищенные системы. Лично я оплату счетов за квартиру, пополнение баланса для сотового давно делаю через сеть; даже пиццу в офис заказываю, когда допоздна работаю. На Западе неглупые люди значительную часть покупок осуществляют именно через Интернет. Товары в электронных магазинах стоят дешевле, потому что им не нужно платить зарплаты армии продавцов, арендовать торговые площади - им нужен только склад и хостинг у какого-нибудь провайдера. Думаю, со временем наши люди оценят всю прелесть интернет-шопинга. Надеюсь, этому поспособствуют банки. Хорошую идею предложил Казкоммерцбанк: у него есть основная карточка и «виртуальная». Хотите что-то оплатить – переведите двадцать баксов на свою вторую карту, пароль и номер которой вы не будете бояться использовать. Я думаю, каждый банк может сделать так же – это несложно и недорого.
- Вы, насколько знаю, занимаетесь не только web-дизайном и базами данных, но и разработкой софта. Неужели наконец появился спрос на казахстанских программистов?
- Появился и растет все больше. В принципе, сейчас у нас работы по созданию ПО практически столько же, сколько и по веб-сайтам. Хотя сроки там и здесь, конечно, несопоставимые. В первом случае речь идет о неделях, во втором – зачастую о месяцах и годах. Заказы поступают от госучреждений и крупных компаний. Первым нужен софт в рамках электронного правительства, вторым – программы, «заточенные» непосредственно под них. Например, мы уже второй год пишем программный комплекс для одного государственного института. Проект очень большой и интересный.
- Наш бизнес перестало устраивать западное ПО?
- У наших программистов есть ряд преимуществ. Они под боком. Вы же не будете каждый день звонить в США с вопросом: «Почему у меня эта кнопочка не работает?» Другой плюс в том, что софт пишется непосредственно под нужды клиента. Можно, конечно, расставшись с приличной суммой, купить готовую программу и локализовать ее. Но половина ее функций вам просто не понадобится, хотя за них заплачено. И, наоборот, вы можете столкнуться с тем, что в программе нет чего-то, что вам необходимо. Поэтому сейчас все чаще заказывают программы с нуля, под себя.
- Но ведь разработка требует немалого времени?
- Да, это довольно долгий процесс. Тут все зависит от грамотного технического задания. Потому что, если всего не учесть, над проектом можно работать вечно: клиент будет без конца наворачивать новые функции. Поэтому основное время - от двух месяцев до года - уходит именно на составление ТО. Но все это того стоит. Мне кажется, тут подойдет такое сравнение. Можно купить костюм в магазине или заказать его у портного. Конечно, второе требует времени, но в итоге вещь на вас будет смотреться намного лучше. Выбирать вам.
Игорь Переверзев,
Бизнес & Власть №31(048) 2006г.
Бизнес & Власть №31(048) 2006г.